Поиск неисправностей по анализу выхлопных газов
1.1. Воздушно-топливная смесь
Задача системы подготовки смеси (карбюратор или впрыск) заключается в том, чтобы подавать в двигатель способную воспламеняться воздушно-топливную смесь "во всех рабочих состояниях, как например:
- пуск холодного двигателя
- последующий пуск
- нагрев двигателя
- холостой ход
- ускорение
- частичная нагрузка
- полная нагрузка
Эта смесь должна, по возможности, полностью сгорать в двигателе, чтобы можно было достичь при незначительном расходе топлива максимально возможной мощности двигателя и удерживать появляющиеся при этом вредные вещества с самого начала такими незначительными, как это только возможно. Абсолютно совершенное сгорание невозможно даже при идеальной воздушно-топливной смеси, так как имеющееся для этого время слишком мало, даже при наилучшем конструктивном исполнении и оптимальной регулировке всех важных для сгорания компонентов. С теоретической точки зрения сгорание было бы совершенным при соотношении веса топлива и воздуха 1 : 14,7 или, представляя в объеме, 1 л топлива смешанный с 10.000л воздуха. Это соотношение обозначают лямбда.
Лямбда = больше 1 означает избыток воздуха или "бедную смесь". Лямбда = меньше 1 означает избыток топлива или "богатую смесь".
Пример:
Воздушно-топливная смесь с лямбда =1,1
означает избыток воздуха 10%
или
воздушно-топливная смесь с лямбда = 0,9
означает избыток топлива 10%.
При сегодняшнем уровне развития техники двигателей пределы воспламеняемости лежат между лямбда = 0,7 и лямбда = 1,3. При нормальном режиме езды бензиновые двигатели работают приблизительно между лямбда = 0,95 и лямбда = 1,15. Двигатели с лямбда-регулируемыми системами работают на воздушно-топливной смеси с регулировкой лямбда = 1. Исключением являются рабочие состояния, для которых требуется богатая смесь, как например в фазе прогрева двигателя, при ускорении или в режиме полной нагрузки.
1.2. Ход процесса сгорания
Состав смеси, преобразование части топлива из жидкого в газообразное состояние, момент зажигания, длина искрового промежутка и энергия зажигания существенно определяют ход процесса сгорания.
Результатом процесса сгорания можно назвать состав компонентов выхлопных газов, параметры мощности и хода и расход топлива двигателя.
Условием корректного процесса сгорания являются проведенные с помощью мотор-тестеров важные работы по испытанию и техобслуживанию.
С помощью газоанализатора путем анализа различных составных частей выхлопных газов можно контролировать процесс сгорания. Одновременно с анализом выхлопных газов возможны также важные показания о функциях двигателя в ходе диагностики двигателя.
Важные указания во избежание измерительных ошибок при измерении выхлопных газов
Относительно автомобиля:
- Необходимо разогреть двигатель до рабочего состояния непосредственно перед измерением выхлопных газов.
- Условием для надежной диагностики или регулировки подготовки смеси является безупречное состояние механики двигателя, системы зажигания, а также впускного тракта и системы выпуска.
- Исключить факторы, влияющие на число оборотов и выхлопные газы, например:
вентиляция картера двигателя, вентилятор радиатора, климатическая система, увеличение числа оборотов, клапан вторичного воздуха, автоматический привод в положении Р или N. рулевое управление с усилителем прямо.
- Точно соблюдать идентификацию автомобиля:
чтобы инструкция по испытанию и испытательные данные точно соответствовали типу автомобиля и обозначению двигателя.
Относительно испытательного прибора:
- Газоанализатор должен быть готов к работе:
установлены чистые фильтры, пустой бак для конденсата, газозаборный шланг и зонд в порядке, соблюдается время прогрева, проведена балансировка нулевой точки при неподключенном газозаборном шланге.
- Газозаборный зонд должен быть полностью введен в выпускную трубу (не в отсасывающий шланг).
• Отсасывающий шланг нельзя вставлять непосредственно в конечную трубу, следует использовать воронку на расстоянии около 20 см, чтобы не изменялась степень сжатия в выхлопной трубе и выхлопной газ не обогащался воздухом.
• В автомобилях с несколькими конечными трубами необходимо соединить их, по возможности герметично, в один коллектор. Если тракты выхлопных газов все же отделены друг от друга, то необходимо брать для измерения выхлопные газы по-отдельности.
• В оборудованных катализатором автомобилях для контроля или основной регулировки подготовки смеси измерения проводятся через испытательное присоединение перед катализатором.
• Для оценки катализатора необходимо измерять выхлопные газы в конечной трубе.
1.3.1. Окись углерода (СО)
Измерение СО, как и раньше, является важнейшим измерительным методом для контроля образования смеси.
Содержание СО в смеси лямбда = 1 равно от 0,3 до 0,5%. При обогащении содержание СО резко возрастает, в бедной смеси кривая СО слегка сглаживается.
Определенное влияние на содержание СО оказывают также ошибочные импульсы зажигания, неправильная регулировка зажигания и плохое механическое состояние двигателя. Неправильные моменты управления клапанами двигателя могут вызвать существенно больший выброс СО в области полной нагрузки при высоком числе оборотов.
Выхлопной газ тяжелее воздуха, поэтому необходимо быть осторожным при работе в монтажных ямах!
1.3.2. Углеводороды НС
(гидрокарбон) НС, также как и СО, появляется в результате неполного сгорания.
Доля НС в выхлопном газе обычно значительно меньше, чем доля СО. Поэтому НС измеряется в ррm (миллионная часть).
Измерение НС существенно расширяет анализ процесса сгорания. Оно делает возможными, например, показания о качестве сгорания.
В рамках испытания двигателя из этого вытекают важные указания:
- пропуски зажигания/ пропуски сгорания
- подготовка смеси/ распределение смеси:
клапаны впрыска, делители количества, прокладки всасывающей трубы
(см. Измерение дельта НС)
- дефекты в механической области двигателя:
негерметичные клапаны, негерметичные направляющие клапанов, поршневые кольца, трещины в головке цилиндра, дефектные прокладки блока, негерметичные впускные тракты, кроме того:
- места утечки в топливной системе:
негерметичные резьбовые соединения, топливные трубопроводы/ топливные шланги, фильтры и т.д.
- оценка катализатора в связи с измерением других компонентов выхлопных газов, как например СО, СО2.
Измерительные величины при испытании выхлопных газов НС
Процент объема | Vol % | Часть на миллион |
| | |
100 | % | 1.000.000 ррm |
10 | % | 100.000 ррm |
1 | % | 10.000 ррm |
0.1 | % | 1.000 ррm |
0.01 | % | 100 ррm |
1.3.2.1. Области применения измерения НС
• Регулировка смеси холостого хода
Лучшее сгорание воздушно-топливной смеси достигается при низком содержании СО и минимально возможном содержании НС. Минимально возможное содержание НС получают, обычно, при содержании СО между 0,4 и 1,0%. Если минимальное значение превышается, то снова возрастает содержание НС, т.е. сгорание становится опять хуже, несмотря на низкое содержание СО. При исправном и правильно отрегулированном двигателе содержание НС составляет от 100 ррm до 300 ррm.
• Оценка состояния двигателя
Через содержание НС можно контролировать регулировку и состояние двигателя.
Если нет данных от производителей автомобиля, то "здоровые", хорошо отрегулированные двигатели имеют следующие значения НС при холостом ходе:
Карбюраторный двигатель (старая конструкция)* < или = 300 ррm
Карбюраторный двигатель (новая конструкция) < или = 200 ррm
Двигатель с непосредственным впрыском (старая конструкция)* < или = 200 ррm
Двигатель с непосредственным впрыском (новая конструкция) < или = 100 ррm
*до 1978-1981гг.
Если измерение НС проводится при постоянном среднем числе оборотов двигателя, то значения уменьшаются приблизительно на 50%. Если заданные предельные значения НС явно превышаются, то необходимо исходить из того, что в области двигателя есть дефекты или двигатель отрегулирован неправильно. Только по оценке содержания НС не сразу возможны избирательные показания причины ошибки, так как ошибка или ошибки могут заключаться:
- в системе зажигания
- в системе образования смеси
- в механической области двигателя
Если анализируется характеристика хода двигателя в соответствующей рабочей области и привлекаются другие испытательные возможности, например измерение СО, осциллографические испытания, то возможна целевая диагностика.
Примеры:
Высокое содержание СО и неравномерная работа двигателя означают пропуски. Их причина может быть в области зажигания (пропуски зажигания) или в системе подготовки смеси (пропуски в сгорании).
Пропуски в зажигании вызываются, например загрязненными или дефектными свечами зажигания, поврежденными электропроводками зажигания или высоковольтной изоляцией, переходными сопротивлениями, неустойчивыми контактами и ошибками в коммутаторе и приборе управления.
Пропуски в сгорании появляются при недостаточно способной к воспламенению смеси. Это может произойти при слишком "бедной" и при слишком "богатой" смеси (см. таблицу в разд.: Испытание подготовки смеси через содержание СО).
Высокий выброс НС вместе с высоким значением СО означает "богатое чихание".
Чаще встречается "бедное чихание", вызванный смесью со слишком малым содержанием
топлива. Здесь значение НС тоже высокое, а значение СО очень низкое. В этом случае
нужно проводить также и измерение дельта НС, чтобы проверить подачу топлива к
отдельным цилиндрам. Чтобы можно было лучше отличить, есть ли пропуски в зажигании или в сгорании, проводится испытание зажигания с помощью осциллографа. Пропуски в зажигании обычно однозначно проявляются на вторичной осциллограмме, при этом содержание СО обычно
низкое.
Поиск ошибок с помощью газоанализатора
Указание на источник ошибок | |||||
Содержан НС | Содержан СО | Характер работы двигателя -состояние нагрузки | Механическая область | Система зажигания | Образование смеси |
очень высокое | низкое | Периодические пропуски в определенных областях нагрузки и числа оборотов | Пропуски в зажигание (использовать осциллограф) | ||
высокое | высокое | Неравномерный ход «чихание» в режиме езды | Смесь слишком богатая | ||
высокое | очень низкое | Неравномерный ход «чихание» в режиме езды | Негерметичные впускные тракты | Смесь слишком бедная (провести измерение Δ-НС) | |
высокое | нормальное | Неравномерный холостой ход | Слишком мал зазор клапана | ||
высокое | низкое | Неравномерный холостой ход | Регулировка смеси слишком бедная (провести измерение Δ-НС) | ||
высокое | высокое | Неравномерный холостой ход | Регулировка смеси слишком богатая | ||
высокое | нормальное | Двигатель в скольжении | Расход масла (направляющие клапанов, поршневые кольца) | ||
Содержание НС в охлаждающей воде | Прокладка головки блока пористая | ||||
Обнаружение утечки в системе топливопровода | Подключения: бак, насос, фильтры трубопровод, компоненты образования смеси негерметичны | ||||
Проверка функционирования катализатора: если не СО < 0,1%, НС < 20ррm, СО2 > 15% | Если двигатель в порядке катализатор имеет дефект | λ- регулировка не функционирует, ошибки в образовании смеси |
Замечание:
Так как пропуски любого типа появляются главным образом в режиме езды, эти испытания необходимо проводить по возможности на барабанном испытательном стенде. Неравномерный холостой ход, связанный с сверхвысоким содержанием НС, но нормальным выбросом СО, указывает на малый зазор клапана. Если при этом содержание СО слишком низкое, то ошибки находятся в подготовке смеси или в распределении смеси (клапаны впрыска, делители количества, прокладка между фланцами системы всасывания, впускной тракт негерметичны). Тогда здесь также необходимо провести измерение дельта НС.
В двигателях с сверхвысоким расходом масла особенно в режиме скольжения имеется высокое содержание НС в выхлопном газе. Если двигатель короткое время работает с повышенным числом оборотов (ок.4000 мин. ) и внезапно снижает газ, появляется пиковое значение НС, которое должно быть у "здорового" двигателя ниже 1000ррm.
1.3.2.2. Испытание прокладки головки блока
Продувка или прогорание прокладки головки блока проявляется содержанием НС в охлаждающей воде. Измерение происходит в наливном патрубке охлаждающей воды выше уровня воды при остановленном двигателе.
Другие испытания:
Негерметичность в:
- баке
- вентиляции бака
- топливопроводе
- насосе подачи топлива
- фильтрах
- регуляторе давления
- распределительной трубе
- делителе количества
- регуляторе прогрева
- клапанах впрыска
- карбюраторе
можно определить с помощью прибора для измерения НС.
Для этого газозаборный зонд вводится в предполагаемое негерметичное место. Из-за долгого времени реагирования прибора для измерения НС время выдержки на каждом месте должно составлять от 6 до 8 секунд.
1.3.3. Двуокись углерода (СО2)
Самое большое содержание СО2 появляется при полном сгорании. Это предполагает наличие воздушно-топливной смеси с лямбда = 1 и содержание СО2 тогда около 14.7 %. По значению СО2 мы узнаем не только качество сгорания, но и герметичность системы выпуска.
Таблица: Области применения измерения СО2, с использованием других параметров выхлопных газов
Значение С02 | Значение СО | Значение НС | Показание |
очень высокое | низкое | очень низкое | оптимальное сгорание смеси, система выпуска герметична |
низкое | низкое | низкое | сгорание в порядке, система выпуска негерметична |
низкое | высокое | высокое | сгорание плохое, смесь слишком "богатая" |
низкое | очень низкое | высокое | сгорание плохое, смесь слишком "бедная" |
Функция катализатора
очень высокое | ноль | крайне низкое | двигатель в порядке, λ-регулировка функционирует, катализатор в порядке |
явно ниже предельного значения | выше нуля | выше предельного значения | двигатель имеет дефект или λ-регулировка не работает, катализатор имеет дефект, или двигатель и катализатор не прогреты до рабочей температуры |
1.3.4. Кислород (О2),остаточный кислород в выхлопном газе
Свободный кислород в выхлопном газе появляется при избытке воздуха в смеси. Как только превышается лямбда = 1, происходит явный рост содержания О2 . Но и при смеси с лямбда = 1 еще содержится незначительное количество кислорода в выхлопном газе.
Вместе с максимальным значением двуокиси углерода содержание кислорода позволяет сделать однозначное заключение о переходе из богатой в бедную область смеси, но и о не герметичности в системах всасывания и выпуска и о пропусках в сгорании.
1.3.5. Угарные газы (NОx)
Воздух - это смесь почти 78% азота и 21% кислорода, остальное - инертные газы. Азот и кислород при нормальной температуре не соединяются. Под воздействием высоких температур, которые появляются в процессах сгорания, кислород и азот вступают в химические соединения.
Чем выше температура сгорания в двигателе, тем больше образуется окиси азота (NОx). Все мероприятия по улучшению КПД двигателя при сегодняшнем состоянии моторостроения неизбежно приводят к повышению температуры сгорания и, тем самым, к повышенному выбросу угарных газов.
Испытание подготовки смеси через содержание СО в выхлопном газе при различных рабочих состояниях
Рабочая область | Содержание СО | Указание на источники ошибок | |
При слишком высоком содержании | При слишком низком содержании | ||
Холостой ход | 0,5 - 3,0%, если производитель не предписывает другого | Неправильная регулировка смеси, давление топлива слишком высоко, двигатель не разогрет до рабочей температуры, топливо в моторном масле, не соблюдаются предписанные условия испытаний | Неправильная регулировка смеси, давление топлива слишком мало, подсасываемый через неплотности воздух во впускном тракте, не соблюдаются предписанные условия испытаний, измерительные ошибки (из-за дефекта прибора). |
В карбюраторе: воздушный фильтр слишком загрязнен, уровень поплавка слишком высок, неправильное оборудование форсунок, дефекты клапана обогащения и ТN- стартера. | В карбюраторе: уровень поплавка слишком низок, неправильное оборудование форсунок или закупорка их. | ||
При электронном управление образованием смеси: температурный датчик поврежден, датчик расхода воздуха имеет дефект, кодирующий выключатель в неправильном положении. | При электронном управление образованием смеси: кодирующий выключатель в неправильном положении, клапаны впрыска загрязнены. | ||
Частичная нагрузка | 0,1 - 1,5%, если производитель не предписывает другого | Давление топлива слишком высоко, двигатель не прогрет до рабочей температуры. В карбюраторе: воздушный фильтр загрязнен, уровень поплавка слишком высок, неправильное оборудование форсунок, слабые форсунки, автоматика пуска не полностью включается, дефекты клапана обогащения и ТN- стартера. При электронном управление образованием смеси: Дефектные: датчики температуры, регуляторы прогрева двигателя. Кодирующий выключатель в неправильном положении, система переключилась на аварийный ход. | Сопровождающее явление: типичный «бедный толчок», давление топлива слишком мало, подсасываемый через неплотности воздух во впускном тракте, при пропусках в зажигании в режиме езды (определяется только в режиме езды), система вентиляции бака имеет дефект. В карбюраторе: уровень поплавка слишком низок, неправильное оборудование форсунок или закупорка их. В системах впрыска: клапана впрыска загрязнены, регулятор прогрева двигателя имеет дефект, если все важные для выхлопа части в порядке провести предписанные мероприятия по кодировке. |
Полная нагрузка | 1,0 - 6,0%, если производитель не предписывает другого | В карбюраторе: давление топлива слишком высоко, неправильное оборудование форсунок, уровень поплавка слишком высок, слабые форсунки, ТN- стартер имеет дефект, игла форсунки/форсунка изношена или неправильно отрегулирован, автоматика пуска не переключается, воздушный фильтр загрязнен, момент управления клапаном отрегулирован неправильно. | Топливный фильтр загрязнен, посторонние тела в баке (определяется только в режиме езды), система вентиляции бака имеет дефект, подсасываемый через неплотности воздух во впускном тракте. |
В состоянии езды (барабанный стенд или улица) | В системах впрыска или электронном управление образованием смеси: давление системы слишком высоко, датчики температуры, регулятор прогрева двигателя имеют дефект, кодирующий выключатель в неправильном положении. | В карбюраторе: давление топлива слишком низкое, неправильное оборудование форсунок, игла форсунки отрегулирована неправильно, уровень поплавка слишком низок. В системах впрыска или электронном управление образованием смеси: давление системы слишком низкое, клапана впрыска загрязнены, регулятор прогрева двигателя имеют дефект, кодирующий выключатель в неправильном положении, обогащение полной нагрузки не функционирует. | |
Ускорение | Действительно повышение СО на 1,0 - 3,0%, если производитель не предписывает другого | В карбюраторе: насос ускорения отрегулирован неправильно или имеет дефект, слишком плотное масло в поршне амортизатора цилиндра. | В карбюраторе: насос ускорения отрегулирован неправильно или не в порядке, нет масла в поршне амортизатора цилиндра. В системах впрыска: потенциометр расхода воздуха или потенциометр дроссельной заслонки имеет дефект, клапанный затвор расходомера воздуха или ротаметр имеют дефект, управляющий поршень движется с трудом. |
Характеристика составных частей выхлопных газов: СО, НС, О2, NОх.
Измерение дельта НС
С помощью измерения дельта НС можно проанализировать состав смеси и качество сгорания избирательно на каждом цилиндре.
Условием для оптимального испытания распределения смеси является программа прохождения процесса, оптимизированная для измерения дельта НС:
• Два закорачивающих интервала как упреждение стабилизации измерительной базы.
• Само измерение происходит при продолжительности замыкания 10 сек. и паузе замыкания
20 сек. для всех цилиндров в электрическом порядке вспышек.
• Ход программы заканчивается фазой инерционного выбега, которая не анализируется.
При коротком замыкании одного цилиндра несгоревшая смесь смешивается с количеством
выхлопных газов других цилиндров. Во время этой фазы повышается содержание НС в
выхлопном газе. Размер этого повышения является мерой для подачи топлива к
соответствующим цилиндрам.
Через 10 секунд периода закорачивания тестер запоминает среднее пиковое значение НС
цилиндра, а после следующей за ним 20-тисекундной паузы замыкания - среднее базисное
значение НС. Сразу после этого базисное значение вычитается из предыдущего пикового
значения.
Результат - "дельта НС".
Все эти процессы происходят автоматически. Газоанализатор непрерывно подает значения НС на испытательный прибор. Он управляет процессом измерения и рассчитывает значения дельта НС.
1. Оценка
При анализе сравнивается между собой количество топлива цилиндров.
Если не установлены специфические для данного автомобиля допуски, действителен
стандартный допуск:
Х- среднее арифметическое значение ± 15%
Х-среднее арифметическое значение - это среднее значение всех значений дельта НС, за исключением самого низкого и самого высокого значения.
Пример:
1-ый цилиндр 1.870 ррm
2-ой цилиндр 1.920ррm
3-ий цилиндр 1.790 ррm
4-ый цилиндр 1.860 ррm
X – среднее арифм. равно 1.870 + 1.860 = 3.730/2 = 1.865
Допуск +15% = 2.145
- 15% = 1.585
Важное указание
В автомобилях с катализатором нужно брать выхлопной газ перед катализатором. В других случаях действительны те же условия, что и при сравнительном измерении цилиндров.
Однако на значения дельта НС влияют также
-дефекты в системе зажигания, например пропуск зажигания
-дефекты в системе подготовки смеси, например пропуски в сгорании из-за бедной смеси
- негерметичность впускного тракта: - расход масла, например негерметичные направляющие клапана, поршневые кольца и т.д.
-дефектные прокладки головки блока
- закоксованные впускные клапаны, негерметичные впускные и выпускные клапаны
Рисунок:
Измерение дельта НС при равномерном распределении смеси
Измерение дельта НС: 2-ой цилиндр не получает топлива
Измерение дельта НС: Плохое зажигание на 3-ем цилиндре