Часть 4
Синхронизация в мотор-тестерах
Вспомним, что электронно-лучевой осциллограф имеет два типа синхронизации: внешнюю, когда в качестве опорных используются импульсы, подаваемые оператором извне, и внутреннюю, когда основой для синхронизации служит сам исследуемый сигнал. Как осуществляется синхронизация в мотор-тестерах, к чему разумнее всего осуществить привязку? Совершенно очевидно, что основные получаемые с помощью мотор-тестера сигналы – циклические, связанные с рабочими процессами в двигателе. Поэтому привязку нужно выполнить именно к этим циклам, попросту говоря, к вращению двигателя. Сведем в систему все методы синхронизации мотор-тестера.
- Синхронизация по высоковольтному импульсу. Для ее осуществления на высоковольтный провод устанавливается специальный датчик в виде прищепки, и с его помощью мотор-тестер отслеживает моменты искрообразования. Датчик можно установить на провод как первого, так и любого другого цилиндра, интерпретируя полученные результаты соответствующим образом. Такой тип синхронизации присутствует в любом мотор-тестере и является основным вследствие удобства и быстроты применения.
- Разновидностью первого типа синхронизации является синхронизация по высоковольтному импульсу в системе DIS. Напомним, что в системе типа DIS в каждом цикле работы двигателя возникает два момента искрообразования: на такте сжатия (рабочая искра) и на такте выпуска (холостая искра). Этот тип синхронизации также будет обязательно присутствовать в любом мотор-тестере и отличается от первого лишь количеством синхроимпульсов за рабочий цикл.
- В том или ином виде, под тем или иным названием практически во всех мотор-тестерах присутствует тип синхронизации, который условно можно назвать «самописец» или «магнитофон». Никакие синхронизирующие импульсы не поступают, а исследуемые сигналы записываются, как на магнитофонную ленту. В дальнейшем их можно просматривать и анализировать. Данный тип синхронизации очень удобен при поиске спорадических дефектов. Например, двигатель сам собой глохнет, причем это может произойти один раз в два-три часа. Можно подключить каналы мотор-тестера к высоковольтным проводам, форсункам, проводам питания ЭБУ и бензонасоса и, запустив самописец, ждать проявления дефекта. После чего просмотреть осциллограмму и выяснить, что произошло в момент остановки двигателя.
- Синхронизация по каналу. Фактически это аналог рассмотренной выше внутренней синхронизации осциллографа. Сигнал какого-либо канала используется как синхронизирующий, привязка происходит по нему. Таким сигналом может служить, например, напряжение на форсунках, на датчике положения распределительного вала, на датчике давления в цилиндре и т.п.
- В отдельную группу можно выделить синхронизацию по ДПКВ. Некоторые мотор-тестеры обладают способностью привязываться к сигналу ДПКВ аналогично тому, как это делает блок управления двигателем. В этом случае достаточно один из каналов мотор-тестера соединить с выходом ДПКВ и задать в настройках соответствующие параметры синхронизации.
Краткий итог. Синхронизация мотор-тестера выполняется аналогично осциллографу. Ее особенностью является тот факт, что привязка производится к рабочим циклам (частоте вращения) двигателя. Самый распространенный тип синхронизации – по высоковольтному импульсу. Для поиска спорадических дефектов используется «самописец».
Параметры мотор-тестера. Выбор мотор-тестера
Назовем несколько основных параметров, которые характеризуют мотор-тестер как электронный диагностический прибор. Часть из них уже упоминалась выше. Этими параметрами необходимо руководствоваться при выборе и покупке мотор-тестера.
- Полоса пропускания. Основной параметр, характеризующий качество обработки сигнала.
- Частота дискретизации. Должна быть достаточно высокой для обеспечения качественной оцифровки аналогового сигнала.
- Количество каналов. Должно быть не менее четырех. Меньшее количество не позволяет выполнить ряд измерений. Наличие более чем 6-8 каналов не имеет смысла: при моторной диагностике не возникает задач, требующих исследования такого большого количества сигналов одновременно.
- Входной импеданс. Можно представить его как совокупность входного сопротивления Rвх и входной емкости Cвх. Когда щупы мотор-тестера подключаются к исследуемой цепи, они привносят дополнительное сопротивление и емкость и могут повлиять на работу цепи. Для исключения этого влияния входное сопротивление прибора должно быть достаточно большим (порядка 1МОм), а емкость – малой (порядка 10 пФ).
Приобретение мотор-тестера на первый взгляд может показаться сложным делом. Попытаемся дать некоторые рекомендации по выбору прибора. Самое главное – не следует гнаться за громкими именами иностранных производителей. Не будет преувеличением сказать, что выпускаемые в России приборы вполне соответствуют мировому уровню и даже превышают его. Мотор-тестеры ведущих отечественных производителей по своей функциональности стоят на очень высоком уровне, зачастую их возможности намного превышают потребности мастеров-диагностов. Качество изготовления, уровень защиты от неверных действий оператора, уровень применяемых схемотехнических решений позволяют смело рекомендовать их к приобретению. Некоторые возможности, вроде уникальных альтернативных методик диагностики, содержатся только в двух мотор-тестерах в мире: полноценно в выпускаемом на Украине USB Autoscope III и частично в производимом в Таганроге MotoDoc III. Можно отметить продукцию компании AceLab из Ростова-на-Дону, мотор-тестер АвтоАсПрофи, и выпускаемый в Самаре прибор МТ-10. Одним словом, в данном сегменте рынка вполне достойное место занимает отечественное диагностическое оборудование.